Автоматизация процессов управления транспортом

Автоматизация процессов управления транспортом

 

 

 Оплата проезда >

Система «КАСКАД»

Программно-аппаратный комплекс, предназначенный для автоматизации задач контроля оплаты проезда пассажирами (в том числе и льготных категорий), а также для детального анализа всей транспортной работы предприятия.

Контроль оплаты проезда может осуществляться либо в полностью автоматизированном режиме с оснащением дверей транспортных средств преграждающими устройствами (турникетами), либо в частично автоматизированном режиме (контроль оплаты проезда кондуктором на кондукторском терминале).

 

Система «КАСКАД» предоставляет собой качественно новый способ контроля оплаты проезда на пассажирском автотранспорте, который характеризуется иным уровнем взаимоотношений всех участников процесса перевозок: пассажиров, персонала ПАТП, а также управляющих и контролирующих структур, регламентирующих деятельность ПАТП.

 

Основные принципы, на которых базируется система «КАСКАД»:

 

  • использование спецоборудования для контроля и оплаты проезда (терминалов водителя, кондуктора, кассира, терминалов пополнения транспортных карт), преграждающих устройств на дверях транспортных средств для автоматизированного контроля доступа пассажиров в салон транспортного средства;
  • использование бесконтактных транспортных карт как основного средства оплаты проезда пассажирами, в том числе и для реализации их социальных или иных льгот, а также для создания системы оборачиваемости транспортных карт (их многократного использования);
  • использование спутниковой навигации для формирования маршрутной сети, автоматического определения тарифов поездок пассажиров по транспортным картам, и контроля за деятельностью водителя на протяжении всего маршрута следования транспортного средства;
  • использование комплекса специализированного программного обеспечения для обмена данными с оборудованием, формирования маршрутной сети и планирования транспортной работы ПАТП, для учета оборота транспортных карт и средств оплаты проезда на них, а также для анализа выполненных перевозок и автоматизированного формирования отчетных файлов для вышестоящих органов.

 

Программно-аппаратный комплекс «КАСКАД» имеет четко выраженную модульную структуру, что позволяет оптимально использовать его возможности в зависимости от масштаба маршрутной сети, парка транспортных средств ПАТП, специфики соотношения количества городских и пригородных маршрутов и финансовых возможностей.

 

Кроме того, модульность структуры комплекса позволяет не только последовательно наращивать его возможности по мере внедрения, но и осуществлять на основе общей информационной базы и в рамках одного интерфейса интеграцию с другими программно-информационными системами, используемыми ПАТП.

 

Программно-аппаратный комплекс «КАСКАД» может функционировать как на уровне отдельного ПАТП посредством создания Локального центра обработки информации со своей отдельной базой данных и специальным программным обеспечением, так и во взаимодействии с Региональным центром обработки информации, а также с Координационным центром АСКП.

 

Использование бесконтактных транспортных карт позволяет фактически исключить из процесса перевозки пассажиров наличные деньги и иную билетную продукцию (бумажные билеты, магнитные карты). Информация, заносимая в бесконтактные карты, в процессе эксплуатации может многократно корректироваться, и поэтому срок службы карт определяется в основном её механическими свойствами и составляет порядка 5 лет.

 

По результатам эксплуатации системы «КАСКАД» в регионах были выявлены наиболее востребованные типы карт: разовые, месячные проездные, льготные проездные, социальные проездные и «электронные кошельки».

 

Кондукторский контроль

 

Этот вариант оснащения транспортного средства является начальным и позволяет плавно осуществить переход с билетной продукции, выполненной на бумажных носителях (билетные катушки, билеты с магнитной полосой и т.п.), к безналичной системе оплаты проезда с использованием бесконтактных транспортных смарт-карт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На данном этапе формируется сеть реализации билетной продукции: устанавливаются билетные киоски, привлекаются сторонние агенты по продаже пластиковых карт, устанавливаются дополнительные безоператорные терминалы или проводится интеграция с распространенными в регионе сетевыми операторами по приему платежей. Базовый вариант способствует формированию у пассажиров привычки использования и своевременного продления пластиковых транспортных карт (за счет применения эффективной политики установки стоимости одной поездки при реализации транспортной карты в салоне). Данный факт облегчает переход к следующим более прогрессивным вариантам реализации системы контроля проезда. Из всех вариантов автоматизации проезда с помощью АСКП этот менее эффективен из-за определяющего “человеческого фактора”, но в то же время, данный вариант является менее затратным за счет необходимости оснащения транспортных средств только базовым набором контролирующих устройств.

 

 

Частично автоматизированный контроль

 

Этот вариант организации системы является средним по эффективности и применяется в качестве промежуточного звена между кондукторским и турникетным способами контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная нагрузка при этом ложится на водителя, который наделяется функциями кондуктора для регистрации поездок пассажиров, а также осуществляет пополнение карт, в том числе разовых, и производит контроль оплаты в салоне. Валидаторами карт, разгружающими водителя, служат устанавливаемые на передней и средней двери выносные контроллеры. Для достижения максимального результата при таком варианте организации проезда можно установить аналогичный контроллер на среднюю и заднюю двери. При внедрении этого варианта автоматизации значительно сокращаются расходы транспортного предприятия на заработную плату кондукторов.

 

Полностью автоматизированный контроль

 

Этот вариант оснащения салона является самым эффективным с точки зрения сбора выручки и реализует полностью безналичную оплату проезда. Благодаря преграждающим устройствам (тамбурному турникету и турникетутриподу), которые обеспечивают одновременный вход и выход пассажиров в салон транспортного средства, обеспечивается максимальная достоверность в сборе информации, исключая влияние “человеческого фактора”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В таком варианте при помощи контроллера-накопителя, предоставляющего возможность принудительной утилизации разовых и заблокированных карт, организуется система оборачиваемости карт. Использование модуля навигации, функционирующего в привязке к маршрутной сети транспортного предприятия, позволяет отслеживать фактическую дальность поездки пассажира при зональных перевозках (и, как следствие, фактическую стоимость поездки), оценивать загруженность маршрута и рассчитывать пассажиропоток в зависимости от времени суток.

 

Водительская кабина оснащается терминалом водителя и навигационным блоком. Терминал водителя является основным элементом, под управлением которого находится вся система контроля оплаты проезда данного транспортного средства.

С помощью терминала водителя включается и выключается вся система, происходит переключение режимов её работы, выдаются диагностические сообщения о сбоях и неполадках в её работе, производится съём суточных данных при заезде ТС в парк.

При оснащении транспортных средств  устройствами контроля доступа на переднюю дверь устанавливается турникет-трипод, а на среднюю и/или заднюю дверь турникеты тамбурного типа. Кроме того, турникеты оснащаются специальными контроллерами обработки транспортных карт (USK-03) и контроллерами-накопителями (PNK-04) для утилизации разовых и проездных карт повторного использования.